Ремонт канализации в многоквартирном доме
Ремонт канализации в многоквартирном доме
Многие жители нашей страны обитают в многоквартирных домах, внутри которых имеется интегрированная канализационная система, собирающая сточные воды в каждой квартире и выводящая их в магистральные канализационные коллекторы. Это довольно сложная инженерно-строительная конструкция, состоящая из нескольких частей. И как всякое сложное устройство канализация в многоквартирниках имеет тенденцию к износу и поэтому появляется запах из труб в ванной. Что делать? Это вопрос возникает когда появляется необходимость произвести ремонт канализации в многоквартирном доме.
Принципиальная схема канализационной системы
Возможно, Вас заинтересует информация-стояк это
Законодательная база
Большинство жителей МКД задаются вопросами, кто отвечает за водоснабжение, к кому обращаться, если в системе возникают поломки, а также кто обязан возмещать ущерб. Кроме того, при форс-мажорных ситуациях требуется частичный или капитальный ремонт трубопровода. Закон помогает разобраться, к кому обращаться в каждом из этих случаев.
Как следует из ст. 36-37 Жилищного кодекса РФ, за обслуживание и ремонт отвечает управляющая компания (УК) или службы ЖКХ. Текущие расходы покрываются за счет ежемесячных коммунальных платежей жильцов дома. Однако если пользователь сам виноват в поломке, он и будет возмещать нанесенный ущерб.
На то, что службы ЖКХ обязаны восстанавливать работу систем водоснабжения в МКД, указывает и Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Кто отвечает за состояние канализации в МКД
Систему канализации в МКД можно разделить на три участка:
- за пределами дома,
- в доме,
- в каждой квартире.
За общедомовой канализацией следит компания, на которую возложено управление в сфере ЖКХ, или товарищество жильцов (ТСЖ). На эти организации возложена обязанность по устранению возникших неполадок. Причем работники ремонтной бригады не только должны заварить трещину или поменять трубу, но и убедиться, что в подвальном помещении нет влаги, которая может спровоцировать возникновение грибка, плесени.
Предлагаем детальнее разобраться, в чем заключаются права и обязанности управляющей компании многоквартирных домов.
За состояние труб в квартире отвечает её владелец. Ответственность за систему, расположенную за пределами дома, возложена на городские власти.
Профилактические работы
Профилактические меры способны предотвратить возникновение засоров. К этим мероприятиям относится:
- промывка водостоков кипятком;
- запрет на выброс в унитаз бытовых, пищевых отходов, химических компонентов;
- использование сепаратора жира.
В быту прочистка канализации в квартире нередко осуществляется с помощью уксуса и соды. В магазине бытовой химии можно найти много чистящих средств, которые позволяют поддерживать оптимальное состояние труб.
Профилактические действия направлены на то, чтобы продлить срок службы трубопровода и сократить до минимума вероятность образования засора.
В некоторых случаях прочистить коммуникации можно и самостоятельно, но в более серьезных ситуациях следует обращаться к специалистам.
Почему засоряется канализация в МКД
Засор – распространенная сантехническая проблема. Способы самостоятельного устранения засоров в частном и многоквартирном доме особо не отличаются.
Основная причина, по которой плохо уходит вода в унитазе, – скопление жировых отложений на внутренней стенке труб. Также засор возникает в следующих случаях:
- Износ коммуникаций.
- Использование труб слишком малого диаметра. Такой трубопровод будет забиваться постоянно, пока систему не приведут в оптимальное состояние.
- Неправильная технология прокладки, как правило, нарушение требований к уклону труб. Специалисты рекомендуют придерживаться подходящего градуса уклона, поднимая каждый последующий метр трубы на 2 см.
- Неправильно установленный унитаз. Применение цемента при монтаже изделия уменьшает диаметр трубы, что увеличивает риск возникновения засора.
- Негерметичность канализации. Система должна справляться с самостоятельным очищением. Предположим, в неё попал элемент одежды. Если система достаточно герметична, вещь быстро вылетит из трубы, в противном случае – застрянет надолго.
Чистка канализации чаще требуется, когда в МКД установлены чугунные трубы, которые отличаются высокой сопротивляемостью стокам. С появлением коррозии на стенках образуются шероховатости, неровности, блокирующие ток воды.
Также вода может уходить медленно из-за засорения сифона. Прежде, чем чистить трубы, разберите его и проверьте.
Прочистка труб вантузом
Вантуз – сантехнический прибор, представляющий собой резиновую манжету специальной формы, прикрепленной к пластиковой или деревянной ручке. При помощи вантуза можно добиться перепада давления, способного удалить засор.
При использовании этого способа нужно наполнить ванную или раковину водой на 10 сантиметров, закрыть переливное отверстие пробкой, погрузить вантуз в воду и несколько раз надавить на ручку вантуза, чтобы создать перепад давления. Вантуз будет сопротивляться, вместе с этим уводя сточные воды. В конце вантуз выдергивается из воды, что может привести к выходу мусора из сливного отверстия. При необходимости процедура повторяется. При использовании этого прибора можно удалять довольно сложные засоры без разбора системы, но старые плотные иловые пробки он устранить не сможет.
Устраняем засор
На первый взгляд трудно определить, удастся ли прочистить трубы самостоятельно, или не обойтись без помощи специалистов.
Если не удалось устранить засор в канализации в многоквартирном доме с помощью стальной проволоки, вантуза, химических средств – обращайтесь в коммунальную службу.
Справляемся с проблемой самостоятельно
В ситуации, когда пропускная способность трубопровода оставляет желать лучшего, можно попробовать решить проблему своими силами. Для этого есть немало способов прочистки канализационных труб:
- химическая;
- механическая;
- гидродинамическая;
- народными методами: сода, соль и кипяток, сода и уксус.
Очень эффективно устранение засоров в канализации в квартире с помощью химических средств. При этом важно помнить о технике безопасности и использовать перчатки, маску, очки.
Алгоритм действий пользователя:
- Влить или высыпать в сточное отверстие необходимое количество средства.
- Добавить 300-500 мл воды.
- Подождать 10-15 минут.
- Хорошо промыть канализацию водой. Достаточно будет 2-4 ведра.
Особенно популярно химическое средство «Крот», также в магазинах можно встретить препараты Domestos, Mr.Muscle и другие. Применять химию следует лишь в крайнем случае, так как в состав входит кислота или щелочь. Нельзя одновременно использовать разные средства, чтобы не вызвать их реакцию.
Еще один ответ на вопрос, что делать, если засорилась канализация в многоквартирном доме, – прочистить трубы механическим путем. Понадобится проволока, ерш, трос или вантуз. Выбор инструмента зависит от сложности ситуации. Если засор не серьезный, достаточно использовать ерш.
Часто коммуникации прочищают с помощью вантуза:
- Сливное отверстие накрывают устройством.
- Пускают воду, чтобы чаша вантуза была покрыта.
- Проверяют отсутствие воды под ним.
- Не отрывая вантуз от раковины, делают 15-20 вертикальных движений.
Трос отличается жесткой структурой, поэтому применять его нужно аккуратно. Выполнив перечисленные выше действия, нужно открыть воду. Если жидкость уходит быстро – засора нет, в противном случае процедуру следует повторить. Этот способ специалисты советуют тем, кто не знает, что делать, если не уходит вода в унитазе.
Более сложный метод – гидродинамическая чистка. Для этого необходимо использовать оборудование, создающее мощную струю жидкости. Гидродинамическая чистка выполняется аппаратами со спиральными насадками различного диаметра. Их размещают около моек или унитазов, заводят в сливное отверстие спираль, которая затем начинает вращаться и пробивает засор любой плотности. Такую очистку способны выполнить только профессионалы.
К кому обращаться в случае засора канализации
Почти у каждого жильца хотя бы раз в жизни возникал вопрос, куда звонить, если засорилась канализация в квартире. Выбор специалиста зависит от ситуации:
- Засор в унитазе или прорвало трубу в ванной – следует звонить слесарям-монтажникам сантехнического оборудования ЖЭУ, другой управляющей организации.
- Канализационные колодцы обслуживает городской водоканал.
- Жилец забил трубу, из-за чего затапливается сразу несколько квартир. В этом случае на экстренный вызов должна приехать аварийная служба.
- Ремонтом и прочисткой труб занимаются диспетчерские службы. Их номера указываются в квитанциях на оплату коммунальных услуг.
Если по каким-то причинам не удается найти телефон диспетчера, следует обращаться на горячую линию администрации города или службы спасения. Операторы подскажут, кому звонить, когда забилась канализация.
Рекомендуем узнать больше о том, какие функции выполняет аварийная служба ЖКХ.
Распространенные проблемы
Одной из проблем, которая может возникнуть с трубопроводом это нарушение технологии монтажа канализационной системы при строительстве, связанные с невнимательностью и оплошностью. Несоблюдение всех параметров при установке системы приводит к застойным зонам, промерзанию наружной части системы, в результате чего происходит затопление жилища стоками. Ремонт в таких случаях занимает много времени, станет трудоемким, затратным.
Чаще всего причиной неисправности канализации является неправильное его содержание, эксплуатация, вызывающие засорение. Проходимость нечистот снижается, образуется закупорка каналов. Сточные воды, подымаясь вверх, находят выход наружу через унитаз. Особенно такое явление нередко наблюдается в многоэтажных домах. Различают три вида засоров:
- бытовой;
- внутридомовой;
- дворовой.
В первом случае требуется прочистка труб внутри квартиры, во втором канализационных стояков, в третьем уличных колодцев. Большой засор вызывает аварийную ситуацию всей системы, от которого как всегда страдает первый этаж дома, подвал. Устранить такую проблему можно только с помощью службы по ремонту и обслуживанию сетей водопровода и канализации. Несвоевременное проведение профилактической чистки труб ухудшает их состояние, приводит к аварийной ситуации.
Канализационные трубы
Сроки ликвидации аварийных ситуаций
Согласно п. 5.2.2 ПиН ТЭЖФ (Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя РФ №170 от 27 сентября 2003 года), заявки о повреждении инженерных коммуникаций и конструктивных компонентов дома рассматриваются в течение нескольких часов после их подачи, а выполняются не позднее следующего дня.
Иногда для устранения аварии в канализации и водопроводе требуется более длительное время или у мастеров нет в наличии нужных запчастей. С учётом обстоятельств принимается решение, о котором информируют заявителя.
Предельные сроки устранения аварий в ЖКХ закреплены в Приложении 2 ПиН ТЭЖФ.
Если поломка несет угрозу безопасности жильцов, её устраняют как можно быстрее. Немедленно следует разбираться с аварийными неисправностями труб и мест их соединения с арматурой, фитингами и различными устройствами.
Гарантии, которые обеспечивает своевременное техническое обслуживание
Владельцы частных домов и квартир, практикующие регулярное обслуживание сетей канализации получают следующие гарантии:
- Бесперебойное функционирование системы, обеспечиваемое техническими особенностями трубопровода, его пропускной способности и предполагаемых технических показателей эксплуатируемого оборудования;
- Сведение к минимуму вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций;
- В связи с тем, что устранение аварий с последующим восстановлением сетей канализации обходится значительно дороже своевременного профилактического обслуживания, предусмотрительные хозяева получают возможность сэкономить значительную сумму денег;
- Своевременное информирование о текущем состоянии канализационных сетей, а также о необходимости проведения плановых мероприятий и реконструктивных мероприятий.
Кто виноват и как возмещать убытки
Чтобы определить, кто виноват в засоре канализации в многоквартирном доме, следует проанализировать ситуацию. В большинстве случаев поломки в канализационных трубах возникают не по вине жильцов. Если нет оснований считать, что засор между этажами образовался по вине жильца, платить за устранение поломки не нужно.
При возникновении подозрений в том, что конкретное лицо нарушило условия эксплуатации коммуникаций, нужно организовать проведение экспертизы. Важную роль в данной ситуации играет комиссия из ЖЭУ, которая определит, как и кто пренебрег требованиями к эксплуатации канализационных труб.
Коммунальные аврии могут произойти и по вине управляющей организации.
Если представители УК не доказали, что надлежащим образом обслуживали общедомовое имущество – виноваты они. Факт аварии подтверждает ненадлежащее содержание УО общедомового имущества. Однако, если истец не доказал, что УК ненадлежащим образом обслуживала общедомовое имущество, управляющая организация считается невиновной.
Узнайте подробнее, в каких случаях наступает ответственность УК.
Если ТО проводит привлеченный подрядчик
Распространена практика, когда обслуживание дома осуществляет управляющая организация (УО) через привлеченного исполнителя. Договор на содержание и ремонт общего имущества в МКД между УО и подрядчиком считается двусторонним – он не регулирует взаимоотношения между УО и владельцами квартир.
В подобных случаях ущерб от затопления помещений взыскивается с УО, если доказана её вина.
Пример написания заявления
Заявление на замену стояка оформляется в свободной форме. В нем необходимо подробно описать ситуацию, которая сложилась и требует срочного вмешательства со стороны. Заявление подается на имя начальника УК или ЖЭКа.
В качестве примера заявления можно взять следующий образец:
- в шапке указываются реквизиты получателя, ФИО руководителя организации;
- посредине листа пишется слово «заявление»;
- содержание включает в себя данные отправителя (ФИО, адрес проживания). Также при подаче заявления на замену стояков нелишним будет уточнить то, что владелец жилья своевременно и в полном объеме оплачивает коммунальные услуги и, что ЖЭК, в свою очередь, обязан незамедлительно выполнить качественное обслуживание;
- привести примеры нарушения оказания услуг, качество которых противоречит нормам действующего законодательства;
- в конце заявления следует написать конкретную просьбу, которую собственник квартиры хочет получить;
- также в заключительной части следует написать просьбу сообщить заявителю о принятых мерах;
- заявление подписывается и ставится дата обращения.
При возникновении проблем с написанием заявления, можно использовать образец, который есть в каждой управляющей компании и ЖЭКе.