Сброс сточных вод на рельеф в 2021 году запрещен в соответствии с документами:
- Статьи 1 и 77 №7-ФЗ от 10/01/2002 “Об охране окружающей среды”
- Приказа Минприроды России от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды»
- Судебная практика, в частности решение № 2-125/2015 2-125/2015~М-8/2015 М-8/2015 от 11 февраля 2015 г. по делу № 2-125/2015
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», даны следующие определения:
- вред окружающей среде – негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;
- загрязнение окружающей среды – поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
- негативное воздействие на окружающую среду – воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
- качество окружающей среды – состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью;
- нормативы в области охраны окружающей среды – установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.
В составе сбрасываемых сточных вод могут присутствуют различные химические вещества, в том числе поверхностно-активные вещества, фенолы, нормативы качества окружающей среды для которых не установлены.
Таким образом, при сбросе сточных вод на почву негативно изменяет качество окружающей среды, то есть причиняет вред окружающей среде вследствие ее загрязнения.
В соответствии со статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде.
Сброс на рельеф: быть или не быть?
Отведение стоков на рельеф местности и в дренажные канавы — самый древний способ водоотведения. Так исторически сложилось, что к сбросу на рельеф прибегает огромное количество природопользователей — от владельцев домов частного сектора до серьезных предприятий, оказавшихся в недостаточной досягаемости как коллектора, так и водного объекта. Однако данный аспект природопользования не нашел своего отражения в праве.
Не запрещено — значит, разрешено?
Изначально вопрос решался через приравнивание сброса на рельеф к сбросу в водный объект, что нормативно было закреплено только в Методических указаниях по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты (утв. Госкомэкологией РФ 29.12.1998). Методические указания не были зарегистрированы в Минюсте России и, соответственно, не являлись документом, правомочным устанавливать допустимость сброса на рельеф (к тому же в настоящий момент они отменены).
Другие же нормативные правовые акты содержат только требования к сбросу в водный объект, умалчивая о возможности сброса на рельеф.
Запрет сброса на рельеф содержит Постановление Правительства Московской области от 28.12.2009 № 1162/55 «Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Московской области». Данный запрет не может считаться противоречащим федеральному законодательству, т.к. федеральный законодатель не говорит о допустимости сброса на рельеф.
Этот запрет также основывается на факте, что сброс на рельеф действительно может негативно сказываться на водосборной площади водных объектов, затрагиваемой таким сбросом, приводя к возможному заболачиванию, подтоплению и другим процессам, вызванным появлением дополнительного неорганизованного сброса.
Также возможно негативное влияние такого сброса на животный и растительный мир данной водосборной площади. Предугадать воздействие в этом случае сложнее, чем при сбросе в водный объект.
При этом природоохранное законодательство не различает сброс физических и юридических лиц. Нормы для всех одинаковые и не зависят от объемов сброса.
Обратите внимание
Хотя прямых законодательных норм, запрещающих сброс на рельеф, в федеральном законодательстве так и не появилось, менялась позиция государственных органов — от приравнивания сброса на рельеф к сбросу в водный объект до однозначной в настоящий момент: сброс на рельеф приводит к недопустимым с точки зрения Земельного кодекса Российской Федерации подтоплению, заболачиванию почв, а при несоблюдении нормативов качества окружающей среды — к загрязнению почв.
Сброс на рельеф может стать основанием для привлечения к ответственности (по ст. 8.6 «Порча земель» КоАП РФ[1]) или даже предъявления требования о возмещении вреда почвам. Такая позиция сейчас распространена в отношении производственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Полагаем, при особом желании госорган может применить ее и к физическим лицам. Подобная судебная практика по физическим лицам не выявлена, возможно, из-за того, что штрафы для граждан по ст. 8.6 КоАП РФ невелики (от 3 до 5 тыс. руб.).
При этом стоит сказать, что взыскания возмещения вреда почвам с физических лиц имеют место. Пример тому — взыскание вреда почвам, причиненного разливом стоков при переполнении забетонированного колодца, куда физическое лицо (владелец частного дома) отводило для накопления хозяйственно-бытовые стоки (см. Апелляционное определение Верховного суда Чувашской Республики от 13.05.2020 по делу № 33-2103/2020).
Откачивать и вывозить
Жесткие требования к сбросам предъявляются к владельцам земельных участков в охранных зонах (зоны санитарной охраны, водоохранные зоны водных объектов), вплоть до полного запрета сброса. На данных территориях необходимо производить полную откачку и вывоз стоков.
Законодательство в области строительства содержит нормы о возможности сброса «с применением естественных методов очистки». Иными словами, это и есть сброс на рельеф, но через инженерные сооружения.
Такое положение содержится в СП 32.13330.2018 «Канализация. Наружные сети и сооружения»:
9.2.13.2. Допускается применение естественных методов очистки сточных вод (полей орошения, полей подземной фильтрации, фильтрующих колодцев и траншей, биологических прудов и т.п.) от объектов, при соответствующем обосновании: благоприятных грунтовых условиях, низком уровне стояния грунтовых вод, надежности защиты подземных вод и водоисточников от загрязняющих веществ, удовлетворительных климатических условиях.
Как вытекает из приведенной нормы, оговоренный сброс возможен только при соблюдении определенных условий, в т.ч. при обосновании надежности защиты подземных вод и водоисточников от загрязняющих веществ в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды».
Следовательно, возможность такого сброса имеется только для условно чистых сбросов. На практике это дренажные стоки и стоки с последней стадии очистки хозяйственно-бытовых сточных вод.
Однако наиболее надежный вариант в связи с однозначной позицией госорганов в отношении сброса на рельеф — полная откачка и вывоз стоков.
На экологических форумах в интернете, ориентированных на юридических лиц, обсуждается однозначность запрета сброса на рельеф. На строительных форумах в интернете обсуждается возможность сброса через инженерные сооружения, после септиков (они экологическую сторону не учитывают) из расчета отсутствия очевидного загрязнения и подтоплений (например, сброс в понижения рельефа, овраги, водоемы).
Природопользователь — кто он?
В судебной практике обнаруживается дело о сбросе в придорожную дренажную канаву хозяйственно-бытовых стоков с домов садового некоммерческого товарищества (СНТ). Ответчик — СНТ, а не физические лица. Суд разрешил ситуацию тем, что признал нарушение процедуры привлечения к ответственности, т.е. не стал высказываться по существу (см. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2014 по делу № А41-60368/13).
К физическим лицам претензии предъявляются пока только в случае жалоб со стороны соседей. Тем и живы. Поскольку если попытаться на своем участке организовать легитимный водоотвод, то сталкиваешься с тем, что легитимен только вывоз жидких отходов. Представьте себе вывоз стоков из душа, кухни, туалета… Сколько это будет стоить? Понятно, что никто так не делает и делать не сможет.
В отношении сброса в водный объект в законодательстве фигурирует термин «природопользователь», а не «юридическое лицо и индивидуальный предприниматель». Получается, что если физическое лицо будет отводить свои стоки в водный объект, то оно должно будет получать решение на сброс и исполнять все связанные с этим требования. Для физического лица это также нереально.
По логике законодательства, водоотведение должно быть организовано органом местного самоуправления, с чем он повсеместно не справляется, в результате чего нормы и судебная практика в части обязанностей органов местного самоуправления выглядят обтекаемо.
Полагаем, что там, где орган местного самоуправления не способен канализовать свою территорию, он должен хотя бы определиться с правилами канализования, вплоть до требований к септикам.
Например, сейчас на рынке представлены септики с декларируемой степенью очистки 98 %. Это «Топаз», «Евробион», «Астра», «Тверь» и др.
Если бы уполномоченными органами были сформулированы внятные требования к септикам, то можно было бы их сертифицировать на соответствие этим требованиям.
Другой вариант — если бы орган местного самоуправления согласовывал установку септика и точку сброса. Это было бы еще более правильным. Пока же получается в соответствии с общей ситуацией в стране, когда у чиновника две задачи: прикрыть себя и показать себя. В рамках первой задачи никто не возьмет на себя ответственность согласовать установку септика и точку сброса. В рамках второй задачи — придут штрафовать, выставлять ущерб воде и почве, а это миллионы рублей.
В результате каждый проживающий в частном секторе является нарушителем законодательства.
Полагаем, в части водоотведения эту ситуацию правильно предотвратить тем, что обязать администрации муниципальных образований с привлечением экспертных ресурсов разработать конкретные и реальные к исполнению правила водоотведения для частного сектора и согласовывать вновь устанавливаемые системы и точки сброса.
Теоретически — это сфера ЖКХ, и типовые правила благоустройства, в которых прописывается водоотведение из жилых домов, утверждены Минстроем России[2]. Однако в них сказано только то, что нельзя жидкие отходы сливать в дренажные системы. Относятся ли выкопанные вдоль участка канавы к дренажным системам, а стоки с септика — к жидким отходам?
Разделение «сточные воды» и «жидкие отходы» идет по методу их утилизации. Соответственно, если сливаешь в дренажную систему, это уже сточная вода. А «система» представляется неким более «системным» явлением, хотя бы, например, стоящим на балансе органа местного самоуправления. Канавы же, повсеместно прокопанные вдоль домов частного сектора, прокопаны в исторически незапамятные времена и ни на чьем балансе не стоят.
Решение — на верхах
Как видим, повсеместно по стране происходит сброс на рельеф разнообразных стоков. Большой вклад в этот сброс вносит частный сектор. Этот вопрос урегулирован только запретительными нормами «нельзя», и нет норм, отвечающих, что можно делать соразмерно с реальностью. В связи с этим целесообразно сразу создавать правовую схему сброса на рельеф вне зависимости от вида стока. Схема должна учитывать экономические реалии и виды природопользователей.
Пока же из разъяснений правоприменителя вытекает, что сброс должен быть только в канализацию или в водный объект. Выходит, природопользователь, находящийся вдали от канализации и водного объекта, обязан прокладывать трубу до канализации или водного объекта. В практике нашей компании такие решения предлагались для предприятий, расположенных в сложившейся застройке на расстоянии 5–12 км от водного объекта.
Поскольку получается, что для всех без исключения легитимный сброс возможен только в водные объекты при условии оформления разрешительных документов, то и физические лица, и хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), исторически сбрасывавшие стоки на рельеф и теперь не способные проложить трубу до водного объекта, оказались вне правового поля.
В связи с этим ситуацию со сбросом на рельеф необходимо разрешать одновременно для всех субъектов правоотношений.
[1] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
[2] См. Приказ Минстроя России от 13.04.2017 № 711/пр «Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов».
Ловушка для природопользователей
Нередки случаи, когда природопользователи жалуются, что им на хозяйственном или промышленном участке препятствуют организации фильтрующих устройств для сточных вод:
- высокий уровень подземных вод;
- нехватка свободного места.
В этом случае они используют пониженную ландшафтную местность, с уверенностью, что сброс сточных вод на рельеф производить можно.
Только вот откуда взялась такая уверенность? Взять фразу о разрешении такого действия в печатных изданиях или на страницах интернет сайтов без ссылки ее на определенный нормативный документ было бы безрассудно.
Благо еще, что в часто встречающихся дозволенных фразах, просят не забывать о нормативах, предъявленных к качеству отводимых вод.
Опять же, где взять нормативы, если, по сути, на рельеф сточные воды отводить запрещено.
Приходит на выручку довольно таки сомнительное утверждение, что нормы стоков совпадают со сбросами используемых вод в водоемы.
Внимание. Насколько это так, нам и предстоит разобраться, чтобы такая дозволенная «ловушка» не стала для природопользователей судебным разбирательством или оплатой штрафов по поводу нанесения вреда окружающей среде в виде распространения по местности загрязненных сточных вод.
Схема современности
В дополнение к вышеописанной актуальной теме, хочется описать современную схему отвода используемых вод на рельеф:
- Бытовые и хозяйственные стоки обрабатываются с помощью оборудования биологической или механической очистки стоков.
- Поверхностные стоки проходят механическую очистку.
- Сброс стоков на местность происходит в постоянную точку сброса.
Для того чтобы рассчитать объем сбросов на рельеф, необходимо совершить комплексные процедуры по ПЭК (производственно-экологический контроль).
В их состав включается:
- выезд специалистов на объект;
- опробирование стоков;
- консервация проб;
- заполнение необходимых документов;
- анализ проб стоков;
- выдача протокола анализа с указанием количественных и химических показателей;
- определение объемов стоков.
Выполнение процедур ПЭК с последующим получение разрешения требует значительного финансирования.
Как мы описывали выше, приравнивание сбросов на рельеф к водоемам не подкреплено правомерными документами.
Как результат, у налоговых органов или организациях независимого аудита могут возникнуть к вам вопросы по поводу незаконного основания осуществления сбросов и оплаты этих действий.
Поэтому выбор правильного пути находится только в вашей власти.
Правила приема стоков в городскую сеть
Требования к приему стоков в сеть городских канализаций определены нормативным документом, определяющим правила приема используемых вод производственного характера в канализационную сеть поселений.
Основные положения приема:
- совместный сбор производственных и бытовых вод целесообразен, если первым требуется очистка и они совместно могут быть очищены биологическим или механическим методом очистки на городских очистительных сооружениях;
- сброс стоков не должен привести к разрушению эксплуатации сети, образованию засорений, токсичных газов;
- отвод сточных вод не должен способствовать попаданию в канализационную городскую систему патогенных бактерий, при этом не нарушать режим работы очистительных устройств.
Перечень объектов, имеющих возможность сбрасывать стоки в городскую сеть, определяют водопроводно-канализационные организации.
В их компетенции находится расчет допустимой концентрации загрязнений стоков.
На сегодняшний день определен порядок контроля за выполнением требований, обуславливающих прием сточных вод.
В него включены такие мероприятия:
- проведение лабораторного контроля стоков;
- выявление неорганизованных сбросов, превышающих содержание загрязняющих веществ;
- предъявление штрафных санкций при выявлении нарушений.
Правила приема стоков в водоотводящую сеть
Прием стоков
Для обеспечения стабильной эксплуатации водоотводящей системы и предотвращения ее разрушения при взаимодействии с негативными веществами, прием стоков происходит с соблюдением определенных правил и требований:
- допускается поступление стоков в водоотводящую сеть только через устройства-приемники, которые оборудованы гидрозатвором;
- допускается прием стоков в дождевую сеть через дождеприемники;
- прием производственных стоков допускается в водоотводящую сеть в том случае, если это не приведет к нарушению сети и сооружений очистки.
При этом, производственные стоки должны:
- не содержать взвешенных примесей в количестве более 500 мг/л и прочих веществ, засоряющих трубы:
- не оказывать разрушительного влияния на элементы сооружений и материалы системы;
- не содержать в составе газообразных веществ и горячих примесей. Способствующих образованию взрывоопасных смесей;
- не превышать температуру более 40 градусов.
Не допускается в водоотводящую сеть сбрасывать сточные воды:
- с наличием загрязнений минерального происхождения;
- различные по типу стоки, образующие при смешивании ядовитые газы;
- содержащие бактериальные загрязнения;
- необеззараженные используемые воды от птицефабрик и мясокомбинатов;
- остающиеся после мытья транспортных средств в гаражах (исключение – общесплавная сеть).
Используемые воды, которые поступают в водоотводящую сеть должны быть нейтрализованы и условно-чистыми, показатель очистки которых определяют органы санитарного надзора.
Стоки, которые не удовлетворяют описанным требованиям, должны на местных очистных сооружениях пройти предварительную подготовку.